NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Культура

MONOCHROME: ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ СИЛЬВИИ ПЛАТ

1

 Черно-белое как веха в истории искусства…

 Черно-белое как эстетика в творчестве фотографов, писателей, кинематографистов…

 Черно-белое как убеждение и опровержение…

 Об этом и не только – в авторской колонке Monochrome.

«Склонного к меланхолии человека называли «дитя Сатурна»… Сатурн иногда величали «Solniger» – «черным Солнцем». В его черноте можно найти настоящий бриллиант – нашу сущностную природу, дистиллированную из депрессии и являющуюся, возможно, самым большим подарком меланхолии».
Томас Мур «Дары депрессии»
 
Она училась не на «пятерки». В школе, в колледже, в университете срывала сплошные «пять с плюсом». Мечтала не писать – намеревалась стать величайшей поэтессой современности. И стала ею… Лишь в одном Сильвия Плат проиграла. И не смирившись с поражением, покончила с собой.
 
С неизменно обворожительной улыбкой и безупречными локонами девушек с иллюстраций pin-up, неунывающей и уверенной в себе предстает Сильвия на фотоснимках. Поди-ка догадайся, что порядочный отрезок жизни эта честолюбивая блондинка прожила с почти неуклонным влечением к суициду, ослабевающему лишь временами. И в часы этих люфтов, когда скрытые от внешних глаз демоны не пожирали ее с алчностью древесных червей, на
страницах рабочих тетрадей Сильвии Плат всходили поразительной мощи стихи и не менее завораживающие прозаические строки.

1_9

Сильвия рано потеряла отца. Отто Эмиль Плат - признанный энтомолог, профессор Бостонского университета - ушел из жизни в 1940 году, когда ей было восемь. Полагая, что болен неизлечимой онкологией, Отто Плат не стал проходить медицинское обследование. В итоге скончался по причине запущенного диабета и осложнения, полученного в результате неудачной хирургической операции.
 
Этот довольно халатный поступок со стороны ученого, не раз отзывался эхом в жизни и в творчестве Сильвии Плат. Возможно, смешанное чувство из детской обиды (смерть отца она нередко трактовала как скрытое самоубийство), непонимания и ярости стало не только катализатором ее частых депрессий, но и причиной создания романа «Под стеклянным колпаком» («The bell jar»). Произведение, вышедшее в свет 14 января 1963 года, за несколько недель до смерти автора.

2_8

Поначалу действие романа может вызвать невольную аллюзию с бестселлером Лорен Вайсбергер «Дьявол носит Prada», но стоит лишь немного продолжить чтение, как станет очевидным, что мы имеем дело не с продукцией для фабрики звезд, а с самим арт-хаусом.

Эстер Гринвуд, наряду с другими студентками различных колледжей Америки, в качестве награды за успехи в учебе, получает возможность месячной стажировки в известном журнале.

Отдельные номера в отеле, бесплатные фуршеты в лучших ресторанах Нью-Йорка, закрытые показы норковых шуб и горжеток… Дюжина юных барышень пользуются всеми благами, предоставленными изданием. Однако перечисленные бонусы не избавляют девушек от обязанности ежедневно выдавать материалы: писать отзывы на присланные в редакцию литературные опусы, готовить статьи, интервью… Казалось бы, о чем еще может мечтать амбициозная молодая особа?! Но Эстер не только не очарована всей этой luxury life, напротив, - ей до смерти скучно. Скука медленно, но неотвратимо оборачивается меланхолией, а после возвращения в родной город сковавшая героиню апатия сводит ее в глубокую депрессию и приводит к попытке самоубийства… Все эти коллизии предъявляют ей пропуск в психиатрическую лечебницу.

В книге описаны события, имевшие место в жизни самой писательницы. Пройдя курс лечения в психиатрической клинике, Сильвия восстановилась в колледже, затем, завоевав престижный грант Фулбрайта, получила возможность продолжить учебу в Кембридже. Что же поджидает героиню романа Эстер Гринвуд? Читателю остается лишь догадываться… Или додумать свою версию финала, исходя из биографии Плат.

3_8

Встречу с главным - после мифологизированного отца - мужчиной своей жизни она назначила сама. Прочитав в университетской газете стихотворение, подписанное именем «Тед Хьюз», Сильвия пожелала познакомиться с его автором. Знакомство стало началом бурного романа, который спустя несколько месяцев скрепился узами брака.

4_8

Идеалистка Сильвия старалась изо всех сил. Охотно редактировала и перепечатывала сочинения любимого мужа, брала на себя организацию деловых встреч с издателями… Все шло на редкость замечательно, пока чуткая Сильвия не обнаружила интрижку Теда. Измену мужа она не простила. Оставшись с двумя малолетними детьми, не имея средств для содержания няни, Сильвия как могла выкарабкивалась. Просыпаясь на рассвете, запоем писала стихи, все же остальное время посвящала детям… Одаренное, гордое, но слишком уязвимое к порывам черной меланхолии дитя Сатурна…

5_7

Выбранный ею финал для своей жизни и можно считать закономерным эпилогом романа «Под стеклянным колпаком». 11 февраля 1963 года, уложив детей спать и оставив на прикроватной тумбочке завтрак, заперев двери детской, Сильвия Плат включила газ в духовке… На этот раз исход ее попытки самоубийства оказался летальным. В поединке с черной меланхолией Сильвия потерпела поражение.
6_4

При жизни автора был опубликован лишь единственный сборник «Колосс и другие стихотворения». «Ариэль» - вторая книга стихов Сильвии Плат - был опубликован в 1982 году и удостоен Пулитцеровской премии.

Сильвия Плат

ГРИБЫ

Ночью спокойной

Белою тайной

Тихою тенью

чуть раздвигая

Почву сырую,

Лезем на воздух.

 

Нас не увидят,

Не обнаружат,

Мягким упорством

Сдвинем с дороги

Листья гнилые,

Старую хвою —

Даже булыжник

Сдвинем с дороги...

 

Мягче подушек

Наши тараны,

Слепы и глухи.

В полном безмолвье

Высунем плечи

И распрямимся.

 

Вечно в тени мы,

И ничего мы

Вовсе не просим.

 

Пьем только воду,

И никого мы

Не потревожим.

 

Мало нам надо —

Нас только много,

Нас только много...

 

Скромны и кротки,

Даже съедобны,

Лезем и лезем,

И на поверхность

Сами себя мы

Тянем и тянем...

 

Только однажды

В некое утро

Мир станет нашим...