NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Блоги

HER STORY: МАРЬЯМ БАЙРАМАЛИБЕКОВА

Теймур Байрамалибеков - фольклорист, деятель культуры, интеллигент-просветитель, которого отправляют гонцом в Турцию с просьбой «о помощи азербайджанскому народу». 1918 год, армянские вооруженные массовые погромы и убийства, ситуация - сложная. Но помощь подоспела. Армия Ахмеда Джамал Паши прекратила армянские бесчинства в Лянкяране. Но, помимо всего, Теймур бек - отец трех дочерей.


В этом же году (в некоторых источниках в 1917/1919) его старшая дочь открывает по соседству со школой для мальчиков, которая находилась прямо в доме, школу для девочек. Их бы в иное здание не пустили, но все равно, ей, дочери уважаемого всеми человека, пришлось стучаться во все двери и выпрашивать разрешение на посещение школы.

Все эти строки посвящены старшей дочери Теймур Байрамалибекова - Марьям.

Она родилась в 1898 году, и отец, как и мать Ширин ханум - переводчик художественных произведений с русского языка, стали растить и ее, и остальных детей в духе просвещения, окружая книгами и заучивая фразы из самых разных языков. Марьям говорила на русском, фарси и арабском, читала Коран. В 8 лет она пойдет в Бакинскую мусульманскую школу для девочек, ту самую, что открыл Гаджи Зейналабдин Тагиев. Получив “отлично” на всех экзаменах, она поступает в школу “Святой Нины”. Заслужив и здесь золотую медаль, она держит путь в Московский медицинский институт. Кстати, оплату берет на себя Муртуза Мухтаров, который неоднократно совершал такие поступки. К сожалению, Октябрьская революция ломает все планы девушки, и ей приходится вернуться обратно. Но все же она добьется своего. В 1931 году она, что неудивительно, с красным дипломом окончит юрфак БГУ и даже пойдет в аспирантуру.


Итак, с трудом добившись привлечения в школу 8-9 девочек, Марьям ханум - единственный педагог школы - приступила к занятиям, преподавала она на русском языке. Казалось, главные проблемы позади, но не тут-то было: все девочки были из бедных семей, у них не было денег на одежду, многие недоедали. Тогда в Лянкяране был организован комитет для помощи детям из бедных семей и сиротам - так девочки из бедных семей стали получать образование.

А вскоре мест в комнате стало не хватать…

Оперная певица, народная артистка Азербайджана Хагигат Рзаева вспоминала об учебе в этой школе:
​«В Лянкяране царило невежество, отправлять девочку в школу считалось большим грехом, и под влиянием соседей отчим запретил мне учиться. Хорошо помню, как однажды, вернувшись из школы, я готовила уроки, а отчим, увидев передо мной книжки и тетрадки, взбесился. Разорвал все в клочья и стал бить меня. Бедная мама бросилась мне на защиту, прикрыв собой. Отчим избил ее, а напоследок заявил: «Еще раз увижу тебя идущей в школу, ей Богу, убью». Несколько дней после того события я не ходила в школу. Потом, плача, рассказала обо всем своей учительнице Марьям ханум Байрамалибековой. Она успокоила меня, дала новые книжки и тетрадки и обещала, что переговорит с моими родителями. В школе разыгрывали сценки из спектаклей, а на собранные средства покупали школьные принадлежности и форму для детей-сирот».

народная артистка Азербайджана Хагигат Рзаева


​Благодаря занятиям в драматическом, хоровом и музыкальном кружках, которые также вела сама Марьям ханум, Азербайджан получил такие имена, как Хагигат Рзаева, Мунавар Калантарлы, Джахан Талышинская, Махбуба Сейидзаде, Дильшад Талышинская, Ханымджан Керимова, Баджиханум Ахундова, Таджи Зейналова, Гонче Ахундова, Алия Гурбанова, Сарвар Сакаева и другие.

​Судьба снова вернет ее в Москву: 12 января 1925 года Марьям Байрамалибекова представила делегацию Азербайджана на I Всесоюзном съезде учителей СССР. Ее манеры, поведение и грамотная русская речь произвели на всех такое впечатление, что нарком просвещения просит ее остаться в холодной столице. «Сейчас я больше нужна на Родине» - прозвучит в ответ. Но героиня не стала ограничиваться лишь школой и благотворительным обществом.
​Недолго томя, вспомним, что это время было сложным по всем параметрам. В частности, в Лянкяране бесчинствовал Деникин. В связи с этой проблемой на юг приезжает блестяще образованный представитель старинного рода, генерал-губернатор Джавад бек Мелик-Еганов. Позже во Временном национальном совете от имени рабочих он поставит свою подпись под Актом о независимости Азербайджана. Он не только станет ей другом, мужем и отцом ее детей. Жизнь, к сожалению, будет к нему несправедлива, а ей придется разделить с ним все тяготы.


​Та самая подпись станет роковой: советская власть таких ошибок не прощает, его отправят в исправительные лагеря от Карелии до Соловков на целых 10 лет. Не стоит рассказывать, что за лагеря это были. Он сомкнет глаза там же, у Медвежьей горы.

​Наша история была бы неправдивой, если Марьям ханум удалось бы избежать тех же бед. “Жена врага народа” - ярлык на шею, необоснованные обвинения, например, за “активную” причастность к мусаватистам, арест в собственной квартире, Баиловская тюрьма, репрессии, 20 лет в лагерях, где благодаря знаниям ей удалось избежать тяжелой работы и вести бухгалтерию, потеря зрения, инвалидность...

​Но,выжив и вернувшись домой, она добьется реабилитации. Скромного утешения, что ничего не в силах исправить. В середине 50-х реабилитируют ее, через год - Джавад бека.

​У них было 3 дочери: Азера и Талия станут врачами, а Асиман - экономистом. Благодаря переводам Марьям ханум, русскоязычный читатель познакомился с творчеством азербайджанских поэтов Вагифа, Видади, Самеда Вургуна, Сулеймана Рустама.

Текст: Арзу Джаид