NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Лица

Звезда Дикого Запада

БЕСПОЩАДНЫЙ ЗЛОДЕЙ НОРМАН ОСБОРН, БЛАГОРОДНЫЙ СЕРЖАНТ ГОРДОН ЭЛАЙС, ТРАГИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ ПЬЕР ПАОЛО ПАЗОЛИНИ, НЕСДЕРЖАННЫЙ ГАНГСТЕР БОББИ ПЕРУ... ЧЕТЫРЕХКРАТНЫЙ НОМИНАНТ НА ПРЕМИЮ "ОСКАР" НА ПРОТЯЖЕНИИ ДЕСЯТИЛЕТИЙ СВОЕЙ КАРЬЕРЫ СЫГРАЛ МНОЖЕСТВО САМЫХ РАЗНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ – ГЕНИЕВ, ЗЛОДЕЕВ, ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ. ЗРИТЕЛИ И КРИТИКИ ОБОЖАЮТ ЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ, ОН ЖИВЕТ, УМИРАЕТ И ВОЗРОЖДАЕТСЯ НА ЭКРАНЕ СНОВА И СНОВА. ТОЛЬКО ЗА РОЛЬ МАКСА ШРЕКА В "ТЕНЬ ВАМПИРА" ОН ПОЛУЧИЛ 18 НОМИНАЦИЙ, ЗАВОЕВАВ ВОСЕМЬ НАГРАД. НЕДАВНО УИЛЛЕМ ДЭФО ПОПРОБОВАЛ СЕБЯ В НОВОЙ РОЛИ ТЕХАССКОГО ИГРОКА ДЖО КРИББЕНСА В ФИЛЬМЕ "УМЕРЕТЬ ЗА ДОЛЛАР", НАПИСАННОМ И ПОСТАВЛЕННОМ УОЛТЕРОМ ХИЛЛОМ.

Классические вестерны были наиболее популярны в Голливуде еще в 1950-х годах, что привело вас к выбору этого жанра в последнее время?
Американцы выросли на фильмах о Диком Западе. Мне нравится его поэзия: крутые парни скачут на лошадях по бескрайним просторам пустынь. Но, несмотря на то, что они суровы и живут тяжелой жизнью, в них есть какое-то благородство, кодекс чести, они всегда держат свое слово. Если это не вызывает у вас ностальгических чувств, то я не знаю, что вызывает. Вестерн – это американское культурное наследие, символ американской мечты, сформировавший в сознании людей твердую уверенность в том, что шанс в жизни есть абсолютно у каждого.

Вы работали с Уолтером Хиллом (американский режиссер, снявший такие фильмы, как "Водитель", "Южное гостеприимство", "48 часов" и его сиквел "Другие 48 часов", "Улицы в огне" и "Красная жара")...
...40 лет назад, в фильме "Улицы в огне". Это было мое первое самое большое выступление в Голливуде. Кажется, что за эти годы мы не сильно изменились, разве что стали немного старше. Я бы скорее сказал, что его вестерн изменился очень сильно. Уолтер значительно раздвинул традиционные границы этого жанра, разрушил различие между хорошим и плохим парнем; наши герои хрупки и человечны. Это современный вестерн, и мы уже не совсем ковбои.

У МЕНЯ ЕСТЬ ЛЮБИМЫЕ РЕЖИССЕРЫ, ЗА КОТОРЫМИ Я ВСЕГДА СЛЕЖУ, НЕЗАВИСИМО ОТ БЮДЖЕТА ФИЛЬМА И ЗРИТЕЛЬСКИХ ОТЗЫВОВ


Вы играете злодея – как можно сопереживать такому персонажу?
Мой Джо Криббенс не такой уж и злой. Хотя он делает много плохих вещей, у него все еще есть мораль. У него есть свои ценности, и он строго придерживается их. Он знает, чего хочет, и всегда держит свое слово. Он не тешит себя иллюзиями, признавая свои слабые и сильные стороны. Однако не я создал Джо, а Уолтер. Будучи выдающимся сценаристом, он создает яркие характеры. Все, что вы видите на экране, скрупулезно прописано в сценарии.

Однако каждый актер проходит через процесс вживания в образ. Как проходит ваш?
Возможно, это начинается, когда я играю сцену, представляю себя в конкретной ситуации и при этом полагаюсь на свой опыт. Моя работа заключается в том, чтобы реагировать на различные обстоятельства. Я считаю, что актеру необходимо обладать двумя ключевыми чертами – гибким мышлением и самоотдачей. Что касается Джо Криббенса, то я знал, как ездить на лошади, но мне пришлось освежить свои навыки. Я также умел стрелять из оружия, хотя у меня нет пистолета и, в отличие от некоторых американцев, я не считаю, что он мне нужен. Ружья нужны только охотникам. Что касается самой роли, то я не проводил большой подготовительной работы, а полагался на визуализацию, просто представляя себе сцену и реакцию персонажа на нее. Думаю, с помощью этой техники можно добиться лучших результатов, чем приходя на репетиции каждый день.

Я ЛЮБЛЮ ИСКУССТВО, ДЛЯ МЕНЯ ЭТО СПОСОБ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ВЕЧНОСТИ. РИСОВАТЬ - ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО МЕДИТИРОВАТЬ


Творческий человек всегда немного сумасшедший, согласитесь?
Я уверен, что творческих людей часто принимают за сумасшедших. Например, когда я решил стать актером, я переехал из маленького городка (Уиллем Джеймс Дэфо родился 22 июля 1955 года в Эпплтоне, штат Висконсин) в Висконсин в Нью-Йорк. В 1970-е годы это был суматошный, опасный, криминальный город без надежды на спасение. Экономический крах, грабежи, нападения – все это было в новинку для деревенского парня. Кроме того, у меня не было ни денег, ни связей. Я поселился в плохом районе, и уже тогда мне пришлось начать импровизировать, притворяться крутым и грубым, участвовать в уличных драках. Если бы кто-то из моих друзей увидел меня тогда, то наверняка подумал бы, что я сошел с ума. Может, так оно и было. В этом мире все относительно!

Что вы думаете о вере в то, что гении рождаются от Бога?
Прежде всего, позвольте мне прояснить свою позицию в отношении религии. Я считаю, что Священная книга – одна из самых мудрых книг в мире. Хотя мое восприятие ее скорее философское, чем религиозное. Древние священные книги несут в себе столько мудрости и информации о жизни и прошлом, о нашем наследии и предках, об их образе мышления. Там можно найти много полезных советов и даже открыть для себя смысл жизни. Мне довелось сыграть Ван Гога, очень набожного человека. Он был совершенно без средств к существованию, но, ясно понимая, что его искусство никогда не поможет ему выжить, продолжал писать картины, веря, что это его призвание и он исполняет волю Господа. Он верил, что сеет урожай для будущих поколений и что его искусство будет воспринято еще долго после того, как его не станет. И именно так и произошло. Его также считали сумасшедшим, однако у этого безумца было четкое понимание своего места в этом мире. Некоторые из диалогов, которые он вел со своим врачом, были восстановлены из его писем. Он спрашивал художника: "Зачем вы рисуете?". И Ван Гог отвечал: "Чтобы перестать думать".

МНЕ НРАВИТСЯ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ, БЫТЬ ЧАСТЬЮ ИДЕИ, СЛЕДОВАТЬ УКАЗАНИЯМ РЕЖИССЕРА. ЭТО УДОВЛЕТВОРЯЕТ МЕНЯ КАК АКТЕРА И КАК ЛИЧНОСТЬ


Если бы вы не были актером, вы бы стали художником, насколько это верно?
Я люблю искусство, для меня это способ приблизиться к вечности. Рисовать – то же самое, что медитировать. В то время как мой разум отключается, включаются интуиция, фантазия и воображение. Я начал рисовать много лет назад, в 1980-х, во время съемок фильма Уильяма Фридкина "Жить и умереть в Лос-Анджелесе". Я был одержим искусством, рисованием, а затем и масштабной живописью. Для масляной живописи нужно время и студия, а я много путешествую. Пока я делал наброски, начался кризис личности. Я все время спрашивал себя, что я буду делать со всеми этими холстами? У меня никогда не было амбиций выставлять или продавать свои работы, я мог только дарить лучшие из них друзьям. Тогда я начал закрашивать менее удачные из них третьим или даже четвертым слоем, но они все равно множились, и я решил сделать перерыв.

Во время съемок фильма "На пороге вечности" (биографический драматический фильм о последних годах жизни художника Винсента Ван Гога (2018)) вы снова начали рисовать...
Под покровительством Джулиана. Он не только талантливый режиссер, но и известный художник. В тот момент я поняла, что в искусстве я новичок и вижу все в одном кадре. Я фокусировался на общей форме объекта, но Джулиан буквально открыл мне глаза. Однажды мы работали над планом, я делал набросок дерева, Джулиан заметил мои приемы и тут же вмешался: "Забудь о дереве! Подумай о его цветах, об этих прекрасных желтых оттенках. Их так много! Некоторые из них серые, некоторые синие и красные. Поработай над этим!". Он показал мне, как увидеть дерево с другой точки зрения – его части и детали, как построить форму и поверхность, в то время как раньше я концентрировался только на копировании реальной формы объекта.

ДРЕВНИЕ СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ НЕСУТ В СЕБЕ СТОЛЬКО МУДРОСТИ И ИНФОРМАЦИИ О ЖИЗНИ И ПРОШЛОМ, О НАШЕМ НАСЛЕДИИ И ПРЕДКАХ, ОБ ИХ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ


Кажется, вам одинаково легко одновременно участвовать в масштабных студийных картинах и малобюджетных независимых проектах – как вам это удается?
Я никогда не работал ради денег. В актерской профессии для меня важнее всего творческая сторона. Прежде чем подписать предложение, я всегда спрашиваю, кто ведет проект. У меня есть любимые режиссеры, за которыми я всегда слежу, независимо от бюджета фильма и зрительских отзывов. Среди них Абель Феррара (режиссер, известный провокационным содержанием своих фильмов и использованием нео-нуарных образов), Джулиан Шнабель, Пол Шредер. Мне нравится проводить с ними время, они меня вдохновляют. Кроме того, фильм, безусловно, выиграет от сотрудничества со знакомыми режиссерами.

Изменились ли ваши взгляды на кино и актерскую игру с течением времени?
Я никогда не боялся стареть. Я всегда восхищался актерами старшего поколения, даже когда был молод и только начинал свою карьеру. То, как они двигались перед камерой, казалось, обладало исключительной красотой и мудростью. Думаю, скоро и я этого добьюсь. Если учесть мой возраст, то время определенно пришло. Мне нравится быть полезным на съемочной площадке, быть частью идеи, следовать указаниям режиссера. Это удовлетворяет меня как актера и как личность.

Я В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ ИТАЛЬЯНЕЦ – ЛЮБЛЮ ДУМАТЬ И ГОВОРИТЬ О ЕДЕ, КАК И ЛЮБОЙ ДРУГОЙ АППЕННИНЕЦ


Как вы поддерживаете свою физическую форму?
Как раз когда я отметил 50 лет, журналисты начали задавать мне странные вопросы, вроде "не боитесь ли вы потерять работу?". И я всегда отвечал, что не боюсь, потому что с возрастом актер становится мудрее, аккуратнее перед камерой. Я занимаюсь йогой уже почти 25 лет, она помогает мне двигаться ловко и стареть изящно.

Вас часто видят в Италии, и вы свободно говорите по-итальянски. Что вас туда тянет?Я в каком-то смысле итальянец – люблю думать и говорить о еде, как и любой другой житель Аппеннинец. Я думаю об обеде за завтраком и об ужине за обедом. Моя любимая еда – паста, поэтому первое, что я делаю, куда бы ни поехал, – ищу ресторан, который славится своей пастой. Например, в Ristorante Da Nino лучшая паста в Риме, а на Сицилии я всегда возвращаюсь в Osteria Tre Colli в Рагузе. Кроме того, я женился на итальянке (Джада Колагранде, итальянский кинорежиссер и актриса), что привязало меня к большой итальянской семье – вот тогда и появилось желание говорить на языке. Как обычно, у меня никогда не было много свободного времени, поэтому я учил язык, слушая песни Франко Баттиато (итальянский музыкант, певец, а под псевдонимом Сюфан Барзани также художник).

Верите ли вы в судьбу?
Я не суеверен, не полагаюсь на сны и не являюсь большим мечтателем. Я считаю, что все эти цитаты о следовании за своей мечтой вводят людей в заблуждение, заставляя их тратить время. Почему бы не перестать мечтать и не начать делать что-то полезное? Благодаря этому у людей будет гораздо меньше психических расстройств.

ВЕСТЕРН - ЭТО АМЕРИКАНСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, СИМВОЛ АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ, СФОРМИРОВАВШИЙ В СОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ ТВЕРДУЮ УВЕРЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО ШАНС В ЖИЗНИ ЕСТЬ АБСОЛЮТНО У КАЖДОГО