NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Лица

От слов к делу

В ВОЗРАСТЕ ПЯТНАДЦАТИ ЛЕТ УРОЖЕНКА БАКУ САИДА МУРАДОВА ВМЕСТЕ С СЕМЬЕЙ ПЕРЕЕЗЖАЕТ В ЕВРОПУ. ВПЕРЕДИ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШВЕЦИИ, ЗАТЕМ ДИЗАЙНЕРСКОЕ – ВО ФРАНЦИИ И США, CLAIRE MCCARDEL AWARD ЗА ЛУЧШУЮ КОЛЛЕКЦИЮ, А ПОСЛЕ – ДОЛГИЕ ГОДЫ РАБОТЫ В ИНДУСТРИИ МОДЫ И СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС. НО САИДА НЕ ИЗ ТЕХ, КТО ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА ДОСТИГНУТОМ. СЕГОДНЯ, ЖИВЯ И РАБОТАЯ МЕЖДУ ЛОС-АНДЖЕЛЕСОМ И НЬЮ-ЙОРКОМ, СОЗДАВ СОБСТВЕННЫЙ БРЕНД, ОНА ТОЧНО ЗНАЕТ: ЖЕНЩИНЫ ИЗМЕНЯТ ЭТОТ МИР. ВЕДЬ ОНИ МОГУТ ВСЕ!

Bы получили блестящее образование. Но насколько практика в модном мире Нью-Йорка отличается от базовых знаний?

Parsons сильно отличается от большинства школ моды. У нас были невероятные нагрузки, не хватало времени на сон! Дважды в неделю мы рисовали по шесть часов подряд, а затем бежали на обычную программу – литературу или фотошоп. Мы должны были сдавать по одной коллекции каждую неделю, а преподавательница шитья, 85-летняя японка мисс Намики, знакомила нас с техниками и секретами кутюрье. И это означало, что мы шили вручную все – от пиджаков до корсетов! Я обрела там неимоверное количество полезных знаний, которые на первых порах казались ненужными. Я рада, что получила такое серьезное образование, но сегодняшняя индустрия моды, к сожалению, работает на цифрах продаж, копировании дизайнов больших брендов и быстрых оборотах. Первые два года я была ассистентом, и мои знания кутюра и прочих высоких тем вообще были не востребованы: я заполняла таблицы, вела переговоры с фабриками, рассматривала под микроскопом волокна тканей, сверяла цвета лоскутков... Мне пришлось буквально заново всему обучаться. Конечно, я была разочарована: хотелось творить, а не сидеть за компьютером!

А как Вы пришли к созданию собственного бренда?

Сразу после колледжа я три года проработала в бренде Banana Republic ассистентом дизайнера по, как минимум, десяти разным категориям! Это огромный опыт! Затем была работа в Ralph Lauren. Но после десятка лет в индустрии я поняла, что не хочу работать на корпоративных гигантов. Я столько всего насмотрелась за годы работы на большие компании, что решила построить все сама – и начать с нуля. Восемь лет назад, почти сразу после ухода из индустрии моды, я занялась бизнесом, открыв свою первую компанию по глобальной дистрибьюции американских дизайнерских брендов. Это дало мне хороший заработок и полную свободу, но не творчество! И в июле прошлого года я наконец-то решилась открыть свой бренд– Оbject and Dawn. Когда я начала его создавать, одной из главных для меня задач было выстроить этичную платформу производства. Это, конечно, дольше, но дает возможность работать с настоящими людьми, а не с фабриками «через десятые руки».

Почему Ваш выбор пал именно на дизайн головных аксессуаров? Это то, что лучше всего получается, или то, что востребовано сейчас, или это просто отражает Ваш внутренний мир?

В мои дальнейшие планы для Оbject and Dawn входит и коллекция ювелирных украшений, одежда и даже линия аксессуаров для животных. Но строить свой бренд я начала с самого дерзкого вызова – с украшений, которые бросаются в глаза и заставляют задуматься, сколько применений им найдется! Те, кто следит за модой, знают, что такие головные аксессуары, как у нас, медленно но верно завоевывают мир. Dolce & Gabbana, например, уже не первый сезон используют в показах короны и наушники с золотом и роскошными узорами.

Многие звезды музыкальной индустрии в последнее время выступают в головных уборах всех уровней роскоши и размеров: Beyonce, Jamiroquai, Grimes, Janelle Monáe... список можно продолжать бесконечно.

Многие fashion-критики называют последнюю Met Gala ‒ апологией головных уборов. Это уже не просто тренд, это становится целым новым направлением в моде!

Известный фестиваль Burning Man за последние десять лет вырос в крупное мероприятие с участием более 70 тысяч человек, где выступают популярные артисты, выставляются произведения современного искусства, устраиваются костюмированные шоу. И для него, как и для прочих фестивалей, люди заказывают специальный гардероб и головные украшения стоимостью по несколько тысяч долларов. Это достаточно большой и быстрорастущий рынок, но разнообразия там не так много. Именно поэтому для меня он открывает массу новых возможностей. На такое решится не каждый бренд – но, по мне, нет лучшего способа заявить о себе на рынке, чем бросить вызов! И все случилось так, как я и предполагала. Первая же публикация о нас была в Vogue, за ней последовало интервью в онлайн-медиа Racked, и к нам стали обращаться из музыкальной индустрии и крупных продакшн-компаний. Это просто мечта! И я продолжаю идти вперед. Правда, иногда приходится шагать крепко зажмурившись, чтобы не было страшно!

По Вашему блогу и страницам в соцсетях видно, что тема женской эмансипации не просто близка вам, а является фундаментальной, находя отражение в Вашем творчестве. Каков Ваш вклад как дизайнера в движение солидарности с женщинами, отстаивающими свои права?

Очень радует, что женщины уже не так боятся «выходить за рамки дозволенного», даже выглядеть вызывающе. Женщины стали чаще объединяться – появляются новые движения, союзы, курсы, группы поддержки! Тем самым они могут помогать себе и друг другу. В этом году в США свои кандидатуры на государственные посты подало свыше 500 женщин – огромный шаг по сравнению с 75 кандидатурами всего несколько лет назад! Эта тенденция будет перестраивать установки, по которым мы живем, рано или поздно она повлияет и на то, как мы одеваемся. Мода всегда отражает политическое состояние мира. Я лично вижу в этом только позитивные перемены для женщин. А свой блог я завела еще до того, как говорить о женских правах стало трендом. И, пожалуй, это стало лучшим трендом в моей жизни. Но сейчас, я считаю, пора от слов переходить к делу.

А как именно женщины могут помогать друг другу?

Я уже говорила, что одной из главных задач для меня было построить этичную платформу производства: вместо работы с фабриками, где низкая зарплата и почти никаких условий для работников, искать общества, частных художников, мастеров в тех регионах, где мне хотелось бы построить свой бизнес. Мы работаем напрямую, большинство наших работников – женщины! Сейчас я развиваю бизнес в Индии с группой женщин-надомниц, что им позволяет и присматривать за детьми, и вообще делать домашние дела. В таком традиционном обществе, как индийское, женщина, сотрудничая с нами, сможет не только развиваться сама, но и приносить доход в семью. Так мы помогаем женщинам, но на самом деле они помогают себе сами! Цель этой кампании – развитие таких отношений с женщинами в Азии, Латинской Америке, Африке и даже в США. Конечно, я мечтаю наладить одну из главных линий в Азербайджане. Но это потребует больше времени. Я всегда хотела работать именно так – помогая обществам, группам, отдельным талантливым личностям строить свое производство не на трендах, а на качестве и уважении к старым техникам и обработкам.

Какие, на Ваш взгляд, качества нужны женщине, чтобы стать конкурентоспособной на рынке современной fashion-индустрии?

Во-первых, не надо рассматривать себя как «женщину в бизнесе», вне зависимости от индустрии! Это моральная подножка, которая всегда будет мешать. В этом одна из самых больных проблем современного общества. Во многих странах женщина все еще видит себя ограниченной рамками ролей, которые она почему-то «должна» исполнять. Такие рамки мешают развитию личности. Во всем должна быть возможность выбора! Самыми важными качествами в fashion-индустрии на сегодня я считаю бесстрашие самовыражения и знание маркетинга. Если раньше даже самый талантливый дизайнер должен был молиться на прессу и контакты, то сегодня у нас есть все платформы и все возможности, чтобы триумфально вывести свою коллекцию в свет за минимальные сроки. Были бы дерзость и знания! Интернет и социальные сети дали нам возможность селф-брендинга, и сегодня любой при наличии желания и правильной информации может построить свой собственный бренд. Конечно, потребуется потратить время на воркшопы, курсы, поработать в соответствующей индустрии, но я считаю, что без упорного труда вообще сложно чего-то добиться в современном мире, и не только моды.

А в мире моды Вы считаете возможными кардинальные перемены в пользу прекрасного пола? Или до этого еще далеко?

«Прекрасный пол» – это еще один из устаревших ярлыков, которые только препятствуют расширению сознания! Часто люди сами тормозят свое же развитие, потому что привязаны к ограничивающим ярлыкам, типа: «женщина должна быть скромной, нежной, должна хотеть семью и главное – детей...», ну и так далее – все зависит от места проживания. Мы растем с этими установками, получаем их по наследству, с самых пеленок, начиная с розовых платьев и кукол Барби! Мне думается, это одна из самых навязчивых установок, которые женщинам нужно менять. Надо избавляться от этих шаблонов: смотреть на себя как на сильный, а не слабый пол, как на равный любому другому, а не только «прекрасный». Я только сейчас, на шестом месяце беременности поняла, насколько мы, женщины, физически сильны! Если мы можем как ни в чем не бывало работать в таком состоянии до самых родов, то какой мы «слабый пол»? Но это вовсе не означает ни конкуренции с мужчинами, ни обретения каких-то мужских качеств. Это значит совсем другое – искать себя надо без ограничений, без навязанных шаблонов! Я считаю прекрасными оба пола. Но также считаю, что по-настоящему найти себя мы, женщины, сможем, только избавившись от ярлыков.

Запуск Вашей последней коллекции аксессуаров совпадает с запуском нового сайта. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Идея моего бренда и его особенность в том, что все аксессуары в нем – блочно-модульного исполнения. То есть каждый аксессуар – трансформер! Детали аксессуаров, или систем, как мы их называем, можно носить как вместе, так и по отдельности. Каждую систему можно собрать по максимуму или разобрать до минимума – в зависимости от настроения и ситуации. Поэтому один аксессуар как бы исполняет несколько ролей, его владелец – сам себе дизайнер! Имея несколько вариантов одного аксессуара, вы можете собирать их в любой конфигурации.

Кстати, мои аксессуары гендерно нейтральны, я не создаю их для какого-то определенного пола: любой, кто бы он ни был, может построить для себя любую модель по своему собственному неповторимому вкусу. Я создаю качественные украшения, которые будут служить годами и ясно отражать индивидуальность своего владельца, а не мой вкус, – для меня это всегда остается одной из главных задач. Мои аксессуары позволяют каждому показать свою уникальность. Ведь, действительно, нам всем часто не хватает индивидуальности!

Очень надеюсь, что на новом сайте www.objectanddawn.com мы сможем ярко продемонстрировать все возможности каждого из наших продуктов. Этот процесс займет еще пару месяцев, потому что эту идею я нигде не встречала, так что нам приходится самим продумывать различные версии презентации, а это требует времени. Жду не дождусь показа коллекции украшений на тело, разработанной для лета! Что возвращает меня к тому, о чем я уже говорила: женщины стали смелее в стиле. И теперь только вопрос времени – когда мы начнем носить яркие украшения как на голове, так и на теле, как в истории человечества бывало уже не раз.

 

ИНТЕРВЬЮ КСЕНИЯ ЭЛЬКИНД ФОТО ALLAN AMATO