NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Лица

Архитектура, обращенная к сердцу

Баку недаром называют городом, где Восток встречается с Западом. Здесь чувствуется особая аура, особая ментальность, основанная на многовековом слиянии различных культур, традиций и религий. Это отразилось и в архитектуре: прекрасные образцы самых различных архитектурных стилей нескольких исторических эпох складываются в особый визуальный ряд, создавая неповторимый облик нашего города. Доктор искусствоведения, автор ряда книг Эльчин Алиев, внесший свою лепту в строительство современного Баку, поведает нам о тех азербайджанских специалистах, кому не безразлично, как будет выглядеть их родной город через сто лет.

Баку действительно уникальный город в плане архитектуры…

Я люблю гулять по городу со своей дочерью Зивяр, у нас есть свои любимые маршруты... Но часто ловлю себя на том, что стремлюсь обойти некоторые здания: мне стыдно перед ними – за то, что с ними сделали, и за то, что я ничего не предпринял, не смог... Честно признаюсь – есть целые городские районы, куда стараюсь не заходить. Да, наш Баку – уникальный город, нет больше нигде в мире города с такой богатой историей! В нем представлены и средние века, и "модерн" конца XIX – начала XX веков, и период конструктивизма 1920 – 30-х, который я лично считаю визитной карточкой Баку. Этому периоду в архитектуре нашего города угрожало полное исчезновение, но, к счастью, была восстановлена гостиница "Старый Интурист", построенная по проекту Алексея Щусева, великолепно реконструировано здание общества "Динамо" архитектора Моисея Гусмана... В архитектуре Баку богато представлен и "сталинский" период 1940 – 50-х годов – архитектура, полная уюта и любви. Сам сейчас с удовольствием живу в "сталинке".

К сожалению, сегодня угроза исчезновения нависла над памятниками архитектуры 1970 – 80-х годов, когда в рамках многочисленных жестких ограничений азербайджанские архитекторы создавали великолепные образцы советского модернизма. Ну и, конечно же, мы гордимся многим из того, что было возведено после восстановления независимости нашей страны. Не могу не упомянуть такие шедевры выдающихся мастеров мировой архитектуры, как Центр Гейдара Алиева, выстроенный по проекту Захи Хадид, или работа моих коллег из архитектурного бюро HOK International – комплекс Alov Qüllələri, или башни SOCAR и AzərSu по проекту Heerim Architects, или работа Чепмена Тейлора – комплекс Port Baku, новое здание международного аэропорта...

Какие новые тенденции появились в мировой архитектуре за последние годы?

Здания и другие объекты становятся более лаконичными и прагматичными по своей форме, при большей точности в деталях и высоком качестве... Пристальное внимание уделяется долговечности зданий. Выбираются формы, повышающие энергоэффективность объекта, но при этом не требующие больших затрат на его возведение.

screen_shot_2017-03-31_at_15.52.14

А что ждет проекты признанных корифеев архитектуры, чей стиль и формы столь амбициозны и узнаваемы?

У архитекторов такого уровня есть обширный круг клиентов, заказывающих им архитектуру, обладающую остро индивидуальным характером, – возьмите, к примеру, проекты ныне покойной Захи Хадид или Даниэля Либескинда. Однако новых архитектурных бюро с таким экспрессивным языком появляется все меньше. И на Западе, и вообще в мире явственно заметна тенденция упрощения форм.

Кого из современных азербайджанских архитекторов Вы могли бы отметить?

Вы видели футуристическое здание AzərKosmos? Это произведение талантливейшего азербайджанского архитектора Наримана Имамалиева. Другие его работы – бизнес-центры .ıraq Plaza, City Point, здание UniBank’а. Есть и наиболее близкая лично мне, напоминающая мой любимый период – 1920 – 30-е годы архитектура Ильгара Беглярова: видели здание Bakı Sağlamlıq Mərkəzi или здание Центральной научной библиотеки в Академгородке? Еще один талантливый азербайджанский зодчий – Назим Велиев,  автор гостиницы Jumeirah Bilgah и нового офисного здания МНБ... Да, у нас в Азербайджане есть архитекторы со своим неповторимым почерком, и таких немало. Мне импонирует симметрия и ритм камня в работах Ильгара Исбатова, синтез классики и модерна у Мусаддина Намазова, конструктивистские формы тандема Кямал Мусаханов – Джахангир Ахундов... Стоит отметить и произведения Александра Гарбера, Назима Фараджзаде, Абдула Гусейнова, Фамиля Агаева, Низами Гасымзаде, Руслана Тогрулоглу, мои, в конце концов.

У Вас есть любимые работы?

Нет, для меня градостроительство – это прежде всего процесс, и к своим старым работам я отношусь просто как к чему-то однажды созданному. Впрочем, есть и такие работы, которыми я горжусь... Так уж получилось, что в моем послужном списке присутствует целая серия проектов на сакральную тему, причем все – разных религиозных конфессий. Не знаю, есть ли в мире второй архитектор, которому это удалось. Моей первой работой в этой области была реконструкция православного Храма жен-мироносиц, и я благодарен судьбе, что она свела меня с Айдыном Курбановым, в чьем доме я часто бывал. Затем, будучи официальным представителем Ватикана в Азербайджане, я несколько лет работал над проектом католической церкви Непорочного зачатия – ее возвели на проспекте Нобеля. Участвовал в реконструкции албанской церкви Джотари в селении Нидж Габалинского района. И, наконец, мой главный проект – Пятничная мечеть в поселке Зиря, построенная в 2016 году при поддержке Фонда Айдына Курбанова. Как не гордиться такими достижениями!

screen_shot_2017-03-31_at_15.53.43

Ну, а как Вы проводите свободное время?

Люблю путешествовать, смотреть на мир. Мои самые сильные архитектурные переживания связаны с этими поездками. Мы с младшим моим сыном Наибом на основе наших с ним путешествий по стране издали для детей книгу Azərbaycanın sehirli abidələri, где в занимательной форме рассказывается история памятников архитектуры, приводятся интересные факты и легенды, другая полезная и серьезная информация. Тексты писал я сам – на это ушло семь лет, а художник Нусрет Гаджиев украсил книгу иллюстрациями. Мы хотели приобщить маленьких любознательных читателей к изучению истории родного города и всей страны. Но, думаю, книга будет интересна и взрослым!

Вы также пишете книги по архитектуре...

Да, при поддержке Фонда Гейдара Алиева увидели свет мои книги "Фасадная скульптура Баку" и "Двери и парадные Баку". Также по указу президента была издана моя любимая книга "Архитектура Баку 1920 – 1930-х годов периода конструктивизма". Счастлив, что мне удалось сохранить для истории фотографии зданий до того, как по ним прошлись со своими "проектами реставрации" неизвестные мне коллеги, проявившие полное отсутствие уважения к авторскому праву и памяти выдающихся архитекторов, по чьим проектам строились эти здания.

Может быть, поделитесь планами на будущее? 

Последние годы работаю над двумя большими изданиями, посвященными архитектуре Баку периода модерна и так называемого сталинского периода – 1940 – 60-х годов. Пишу, собираю материалы, фотографирую, копаюсь в архивах... Хочу также выпустить детскую книгу .Волшебные памятники Азербайджана. на русском языке, она уже готова к печати. Ну и, конечно, главное для меня – ее величество архитектура.

А какая у Вас заветная мечта?

Моя мечта – чтобы руководителем нашего города стал профессиональный архитектор. И еще: чтобы у города наконец-то появился свой музей.

Интервью: Лейла Султанзаде

Фото: Сергей Хрусталев